Темы

Soul-Blues

&2L&      Соул-блюз - помесь музыки соул и традиционного блюза, как легко понять из названия, и он гораздо моложе уже пройденных нами стилей.
     Соул появился в 60-е годы и был, по сути, продолжением традиционной черной музыки, прежде всего, gospel. Он связан со своим предшественником - ритм-энд-блюзом 50-х - генетически. Поэтому в шоу-бизнесе, в американской музыкальной журналистике, в коммерческой терминологии, да и просто на стендах в магазинах соул и блюз музыка стоят рядом или вместе. Целый ряд музыкальных изданий США вообще их не разделяет, представляя как единую музыку - ритм-энд-блюз - в единых списках популярности.
     Сказать по правде, я не нахожу принципиального различия между соул-блюзом и просто традиционной соул музыкой. По-моему, история эта относится к сфере жонглирования терминами.


     В середине 90-х годов в среде тогда только зарождающейся блюзовой публики в России возникло нечто вроде смятения, вызванного тем, что соул-певец с почти 40-летним стажем Джонни Тейлор стал человеком «Номер 1» в списке популярности одного из самых уважаемых изданий по блюзу «Блюз Ревю». Мне стоило изрядного труда объяснить слушателям, что Джонни для них, для американцев, одного поля ягода с Мадди Вотерсом, Би Би Кингом и Робертом Крэем. Не уверен, что до всех это дошло, но такова уж реальность шоу-бизнеса: соул-блюз - полноправный участник соревнования за популярность, и в Штатах он идет довольно далеко впереди чистого блюза.

&3L& Johnnie Taylor

     Если обратиться к истории, то у двух составляющих этого трудноразделимого понятия были времена настоящего противостояния. В известном смысле соул появился в начале 60-х как респектабельный антипод блюза и изобретен был чернокожими «прогрессивными» музыкантами именно как вызов «старику», пришедшему с Дельты. Дело в том, что блюз в чистом виде, даже если он об этом не говорил впрямую, всегда напоминал афро-американцам самим фактом своего существования об их чудовищном, униженном прошлом - о временах рабства, сегрегации, долгой, драматичной борьбе за человеческое достоинство. А соул - его противоположность, сложная современная красивая эстрада. Она утверждала приход новой жизни, абсолютно не связанной с прежней. Не случайно появление соул-музыки совпало с эпохой борьбы за гражданские права и расовых бунтов.

     Блистательные исполнители блюза пережили в 60-е годы, в эпоху тотального соула, тоскливые времена. Би Би Кинга, например, новое поколение чернокожих просто третировано как вчерашний день негритянской музыки. Некоторые артисты ритм-энд-блюза чутко уловили ветер перемен и интуитивно встроились в новую тенденцию. Другие сошли со сцены, вовсе оставили музыку и в течение долгого времени, кляня переменчивую и непонятную моду, оставались вне фокуса широкой публики, как, например, Элберт Коллинз. Потребовался целый ряд лет, чтобы в шоу-бизнесе, среди продюсеров и продавцов музыки возникло новое мышление, новая концепция - стиль соул-блюз.

&4L& Little Milton

     В нашей стране мне встретилось не очень много поклонников
этого чрезвычайно специфического и, тем не менее, широко популярного в
Америке стиля. Он не агрессивен, не надрывен, сентиментален и
чрезвычайно комфортен. С другой стороны, для нашего слуха он, возможно,
чрезмерно сложен и непонятен, чужд. Вполне возможно, я ошибаюсь.

     В Америке соул-блюз покупают и слушают в первую очередь взрослые и пожилые афро-американцы. Это очень обширная и влиятельная во многих отношениях прослойка общества. Поэтому существует целая субкультура, обширный сектор индустрии развлечений, обслуживающая именно чернокожих, которым за тридцать пять. Молодежь равнодушна к соул-блюзу, хотя с удовольствием слушает, возможно, не отдавая себе в этом отчета, одну из его разновидностей – так называемый «городской ритм-энд-блюз» (R’n’B), смыкающийся с хип-хопом.
     Би Би Кинг как-то рассказал о красноречивом случае. К нему подошла после концерта молоденькая девочка и попросила автограф. Она была совсем ребенок, говорит Кинг, и я порадовался, что такие вот тоже слушают блюз, о чем ей и сказал. «Да это я для бабушки, мне-то блюзы до лампочки”, - ответила раскованная молодая особа.

&5L& Bobby “Blue” Bland

     Сегодня я довольно редко встречаю пластинки артистов разных цветов кожи, возраста и темперамента, которые исключают из своих работ соул-блюз. То же самое, впрочем, можно сказать и о других стилях. Вообще же термин соул-блюз широко стал практиковаться лишь в 80-е годы, когда стало ясно, что разные течения в блюзовой музыке так причудливо и плотно переплелись, что разделить их, разложить по полочкам, сказав: вот это соул, это блюз, это фанк, это еще что-то - почти невозможно.
     Конечно, у шоу-бизнеса свои жесткие правила. Но нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что музыканты - те же художники, только в звуке, и они стремятся творить, не сдерживая себя рамками каких-то догм и устоявшихся понятий. Другое дело, что у львиной доли американской поп-музыки черные корни, и как бы музыканты ни отдалялись в своих экспериментах и поисках от истоков, их работа всегда будет вращаться вокруг мощной музыкальной традиции, которая пошла от блюза. Если вы захотите разыскать типичных представителей соул-блюза, они записываются на музыкальнной «мекке» субжанра – лэйбле Malaco.

&6L& Robert Cray

АК

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Новый диск Лопеза - это то, что надо любителям блюз-рока по ту и эту сторону Атлантики. Звук увесист, сочен, и диск, что называется, "качает", свидетельствует известный сетевой обозреватель Роман "The Metal Traveler" Химич

Марция Болл посвятила свою новую работу музыкантам Аллену Туссену, «Толстяку» Домино и Баквит Зайдеко. Их влияние присутствует практически на всех записях

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы